Четверг
28 марта
2024
  °C

Об азартных взяточниках и коррупции рассказал студентам прокурор Бердска

Огромные штрафы за взятки, как у экс-мэра Потапова, прокурор сравнил с рабством на всю жизнь
Роман Сивак впервые выступил перед студентами с такой лекцией
Роман Сивак впервые выступил перед студентами с такой лекцией
Огромные штрафы за взятки, как у экс-мэра Потапова, прокурор сравнил с рабством на всю жизнь

Впервые прокурор Бердска Роман Сивак прочитал лекцию о коррупции студентам Бердского политехнического колледжа. Руководитель надзорного органа назвал коррупцию «болезнью» и в красках описал, какая незавидная судьба может постичь коррупционера. 

«Коррупция появилась, как только человек стал думать»

По словам Романа Сивака, при слове «коррупция» обычно возникает ассоциация с чиновником в наручниках, который попался на крупной взятке. Однако коррупция бывает и бытовая. Даже маленькие подношения за ускорение процесса по получению какой-нибудь справки считаются проявлением коррупционного поведения.

Если власти издают постановление, в котором искусственно создаются препятствия для коммерсантов или простых обывателей (сбор вороха документов, неоправданно жёсткие условия и т.д.)  — это снова коррупция. Потому что в таком случае некоторые лица могут незаконно обогатиться. Кстати, в Бердске, по наблюдениям прокурора Сивака, нормативно-правовые акты принимаются максимально законно.

К коррупционным правонарушениям относятся и довольно неочевидные вещи. К примеру, если работодатель принимает на работу бывшего госслужащего, но не уведомляет об этом соответствующие органы, — это тоже коррупция.

К коррупции причисляют и наличие у госслужащих дополнительных источников дохода кроме заработной платы. Поэтому с 2008 года все чиновники и правоохранители обязаны декларировать свои доходы и размещать их в открытом доступе. Декларации подвергаются дополнительным проверкам со стороны служб безопасности.

Также разработаны специальные этические кодексы, регламентирующие поведение работников в тех или иных структурах. Например, сотрудники прокуратуры ограничены в знакомствах с некоторыми лицами. Ещё им необходимо придерживаться определённых правил не только на службе, но и в быту. А прокуроры – районные и городские – не могут руководить на одном месте больше 10 лет.

 — Сделано это для того, чтобы не обрастать связями. Часто в прокуратуре приходится принимать сложные решения. Если ты независим, тебя не сковывают узы знакомств, то совесть всегда на месте. А если есть связи, то работать очень сложно, — отмечает Роман Сивак.

Прокурор Бердска убеждён: коррупция появилась тогда, когда человек начал думать. То есть, это очень древнее явление, искоренить которое на 100% пока невозможно. Даже в Китае, где за коррупционные преступления могут расстрелять, количество случаев мздоимства и казнокрадства разительно не уменьшается. Неужели на коррупционеров совсем нет управы?

Психология игрока

По мнению Романа Андреевича, в России выстроена достаточно работоспособная система по борьбе с коррупцией. В неё включена и в проверка всех нормативно-правовых актов на коррупционную составляющую, и оперативно-розыскная деятельность.

Сейчас, по словам Романа Сивака, борьба с коррупцией усилилась как никогда. 10-15 лет назад сложно было себе представить, что за взятки и хищения из бюджета будут арестовывать столь высоких лиц, как это происходит сегодня (совсем недавно, напомним, арестовали экс-министра Михаила Абызова, которого обвиняют в хищении 4 млрд рублей у энергетических предприятий).

 — Неприкасаемых нет, — заявил Роман Сивак.

Судьбы коррупционеров, попавшихся на взятках и казнокрадстве, весьма трагичны. Далеко ходить за примерами не надо. В 2015 году суд вынес приговор экс-мэру Бердска Илье Потапову. За взятку в 3 млн рублей и покушение на взятку в 2 млн рублей Потапову дали 10 лет колонии строгого режима и штраф в 500 млн рублей.

 — Такой штраф – это, безусловно, рабство до конца жизни. Он обязан выплачивать (штраф) при трудоустройстве на любую работу, когда освободится из мест лишения свободы. Он должен постоянно платить и платить, и платить, и платить… — рассуждает Роман Сивак.

В этой ситуации, впрочем, даже сложно сказать, что страшнее: огромный штраф или колония. Ведь коррупционеры – это не бандиты и не разбойники, всю жизнь живущие «по понятиям» и привыкшие к тюремным условиям.

 — Эти люди не собираются сидеть в колониях. Но у них, наверное, психология игрока. Кто-то «сыграл», ему повезло, и его не поймали. Он решил какую-то свою проблему. А кому-то не повезло, его схватили. Только этим, думаю, можно объяснить, почему эта болезнь – коррупция – на 100% не излечима. Поэтому эти преступления и будут совершаться. Но хочу вас заверить, в настоящее время работа ведётся на очень высоком уровне – с привлечением очень серьёзных сил и средств, — заверил прокурор.

Во время лекции один из студентов, представившийся Даниилом, поинтересовался: если на борьбу с коррупцией выделяется много средств, то почему она всё ещё существует?

Прокурор ответил:

 — Не уменьшается у нас коррупция, потому что, видимо, много очень азартных игроков у нас, занимающих определённые должности. Они хотят ежеминутно и ежесекундно решить свои материальные проблемы и остаться невидимыми. Сейчас много денег выделяется на реализацию федеральных проектов по улучшению качества жизни, по ремонту дорог, по повышению качества образования. Коррупционеры пытаются эти деньги забрать. Но на то и щука, чтобы карась не дремал. Это я сейчас про прокуратуру, ФСБ и другие органы.

Всех слушателей Роман Сивак призвал не совершать коррупционные преступления и правонарушения:

 — Предостерегаю вас от этого. Если положить на весы последствия и получаемое благо, второе не перевесит ни в коем случае, — высказался Роман Андреевич.

Также прокурор напомнил, что коррупционеры наказывают не только себя, но и свою семью. Дети тех, кто получил судимость за коррупционные преступления, не смогут работать во многих структурах. Путь в правоохранительные органы им точно закрыт.

Галерея:

Новости партнеров

Отправьте сообщение об ошибке, мы исправим

Отправить